IARU SRR IARU Region 1 Field Day Russian Contest Club

Международные соревнования по радиосвязи на КВ
ПОЛЕВОЙ ДЕНЬ 1-го района IARU

На главную страницу

Впечатления участников
RUSSIAN EXTREME.
Полевой День за полярным кругом - RK0BWW/p.

...Руководствуясь принципом популяризации спортивной части радиолюбительства в России и принимая во внимание всю оригинальность обозначенного соревнования в части совмещения приятного с полезным, Russian Contest Club...и т.д." --...именно эти строки увидел автор в пакете в письме RU0BB Романа, который предложил "тряхнуть стариной" и принять участие в полевом дне на Таймыре.

Отрывок из письма Виктора RW0BG Андрею Зинченко RW3VZ (представителю Российского контест-клуба): "В положении, анонсированном Вами, расстояние от объектов недвижимости должно быть минимум 500 метров, в оригинальном положении DARC это условие 100 метров - какого правила придерживаться? В нашем случае это принципиально важно. Выполнение правила 500 м может быть выполнено нами с большим трудом, если к 1 июня не сойдет снег. На сегодняшний день (13 мая) в тундре пока никаких признаков таяния снега(hi) и температура стоит около минус 10 град".

Позицией для контеста была выбрана гора Медвежья (435 м над уровнем моря), которая расположена вблизи города Талнах (24 км от Норильска) недалеко от реки Хараелаях (Еловая), выбрана как не самая высокая, но имеющая дорогу к вершине. Первые фото с нашего будущего сетапа, сделанные RW0BG не утешали - снежные торосы высотой больше метра. Правда, дорога примерно до середины горы была расчищена техникой.

Стали готовить аппаратуру, и готовиться морально. 31 мая созвонились с Робертом UA0BIV, нашим водителем. Удалось договориться, что на всё время полевого дня с нами будет УРАЛ 4320 с будкой на раме (вахтовка). Утром грузим все вещи, в том числе и пятикиловаттный генератор DX-6000 весом в 105 кг с работы Андрея UA0BA в Урал. Роберт кому-то звонит по служебной радиосвязи, интересуюсь в чём дело. Оказывается машина прибыла в Норильск без документов, не то чтобы их не было совсем - просто неизвестно, где они лежат. RK0BWW/p Весёленькое начало. Вскоре мы находим их за панелью предохранителей. Можно выдвигаться. В составе:
UA0BIV Забиров Роберт,
RW0BG Кузякин Виктор,
RU0BB Андриенко Роман,
UA0BA Моисеев Андрей,
UA0BHC Сигачёв Юрий
направляемся в сторону города Талнах. Это город, который обязан своим существованием Талнахскому месторождению богатых медно-никелевых руд, открытых в 70-х годах. По пути покупаем бензин для второго генератора, заезжаем в гараж к Роберту, чтобы взять приспособление для станка мачты - оказывается без него невозможно стыковать колена. День стоит хмурый, несолнечный, вершины гор затянуты какими-то низкими облаками. Температура близка к нулю. Начинается подъем на гору. Тут нам вновь повезло - по горной дороге незадолго до нас прошёл мощный бульдозер, благодаря чему образвался туннельчик с полутора-двухметровыми стенками, по которому мы заехали на самый верх. Вот она- вершина! Кстати наверху снега не было - одни камни. То, что на карте обозначено треугольным значком, оказалось ветхой конструкцией из брёвен, высотой метров 10, рядом с которой и было решено разбить лагерь.

Вытащили дизельный генератор, завели его. Роман занялся сборкой волнового канала CZ-56 фирмы Бриз, имеющего полноразмерные элементы и работающего на 10-15-20 метровых диапазонах. Андрей, Роберт и я - установкой станка мачты. Наконец CZ-56 выдвинута метров на шесть. UA0BA аж бегом бежит вместе с трансивером FT-1000MP на ходу разворачивая его из детской шубы,в которую он был завернут. Переноской бросаем питание от дизеля. Включаем. Что всегда поражает - за городом всегда очень низкий уровень шумов - прекрасный звук. Оставив его вещать на двадцадке, готовим к установке вторую мачту от "Ангары" с антенной Inverted-V на 40-80 метров. 3 часа дня. На двойке появляется Виктор RW0BG.Роберт привозит и его - благо не далеко. Ставим мачту, укрепляем оттяжки камнями. Инвертед была рассчитана в MMANE и выполнена с небольшим запасом, и, как выяснилось - совершенно напрасно - пришлось по пол-метра с элементов отрезать. Погода тем временем начала ухудшаться - на гору нашло облако, закрывшее весь "вид" и задул северный ветер. Рабочее место решено было сделать в будке Урала. В палатку сносим ненужные вещи. На импровизированный стол ставится FT-1000MP в качестве основного аппарата и TS-570D - запасной. Усилитель Ameritron AL-811. Андрей прогоняет его по диапазонам, ставя отметки карандашом прямо на корпусе. Тем временем на оттяжках и элементах антенн появились первые признаки обледенения. Кластер, несмотря на высокое местоположение, из будки автомобиля на штатку соединялся с большим трудом. Пришлось ваять антенну из обрезков I-V. Получился вполне сносный полуволновой диполь. Прохождение было просто идеальным, до контеста оставалось порядка трёх часов.

Первое QSO новым позывным RK0BWW/P с новой позиции было проведено SSB на двадцатке с коллективной радиостанцией с Плещеева озера, что под Переславлем-Залесским. Решили поужинать. Воду для чая разогревали на специальном примусе, который работал на дизтопливе. Сначала он никак не хотел выходить на проектную мощность - дымил и чадил, вверх вздымались языки пламени. Но в конце концов Роберту удалось добиться, чтобы спираль катализатора начала светиться красным светом и давать тепло. Впоследствии хотел узнать где сделан сей шедевр, который не только кипятил для нас воду (запасы воды взяли с собой), но также и давал тепло. Тщетно - жертва военных заводов. Кроме него Роман догадался взять с собой 2 КВт-ный обогреватель. Стёкла в машине двойные. Поэтому в шеке было довольно-таки тепло. Северный ветер набирал силу, неся с собой мокрый снег, оседавший на полотнах наших антенн. По сотовому телефону Андрея узнаём погоду: ветер северный, северо-западный 9-12 м/c,0 -1С (у нас все -5С), лавиноопасно, выход в горы запрещён. Ну что ж - мы уже в горах, и выходить пока не собираемся. Пока готовиться стол - UA0BA, RU0BB и RW0BG поочерёдно проводят QSO в эфире. Ощущения от работы очень хорошие - нас слышно. Ужинаем. Потом производится заправка агрегатов топливом. На дизель-генераторе бака хватает на 10 часов, на бензиновом - на 4. Ставлю вторую палатку, вряд ли кто-то будет в ней спать, но она новая - надо проверить.

И вот начало теста. Первый садится Роман RU0BB. Чаепитие продолжается, вспоминаем интересные случаи из жизни. Иногда тон беседы становится громче, чем должен, тогда Роман делает нам замечание: - "Тихо! Новый мульт!". Притихаем, но ненадолго. "Да что же это такое"! "Привыкай, - парируем мы, - а как ты хотел, ведь в полевых условиях работаем." Постепенно ритм работы становиться более отлаженным. N6TR показывает RATE(скорость QSO/час) - 46. Смена. Садится UA0BA Андрей. Проход немного ухудшился, из-за ближущейся авроры (К=2,а было 0,потом 1), но всё ещё был приличным. Работаем на 15, 20, немного на 40 м. На сороковке проход ближний - в основном девятые районы. Десятку "выключил" кто-то. Теперь уже Андрюхе приходится цыкать на нас. По лицу UA0BA видим, что он чем-то озадачен. Оказалось проводит связь с итальянцем, который не может принять наш позывной. На наши предложения по переключению на другие станции Андрей возразил: - "Это - мульт". Пришлось даже что-то подкрутить на тысячнике, чтобы снизить скорость. Есть, сработал. Много станций, работающих также, как и мы, в полевом дне. Необычайно много швейцарцев - это относится и ко всем результатам в целом. Наверно они тоже на горы залезли hi. RW0BG меняет UA0BA. Через некоторое время слышу: - "А ну-ка замолчите-ка!". "Что там?" "Да меня 7Q7 сам позвал." Малави. Как выяснилось за всё время работы Виктора в эфире на севере - это был единственный случай, когда Малави его самого звала. К тому же мульт, и новый континент. Чтобы не портить результат, осмотрев генераторы, и залив топлива в питающий трансиверы и ноутбук с логом, иду спать в палатку. Оказалось, что спальник мне мал - не влезли руки. Накрываюсь сверху пуховиком. Спал чутко - просыпался каждый час. Покоя не давали шум палатки, да мысли разные, например, почему гора называется Медвежья. Успокаивал себя тем, что если сейчас какой медведь и сунется, то только белый, а они здесь не водятся hi. В пять утра надо было по-любому вставать и заправлять генератор. Дав себе обещание никогда больше не учавствовать в "зимних" полевых днях ,покидаю тёплый спальник. Бр-ррр! Взгляду моему открылся следующий пейзаж: обросший инеем Урал, снегопад, прогнувшиеся под тяжестью льда элементы волнового канала. Заглянул в кунг. Роман у передатчика, но проход уже неважнецкий. С Виктором RW0BG заправили оба генератора. Попробовал сначала сам - ветер постоянно сдувал воронку. Роберт, как истинный водитель спал в кабине. На автомобильную антенну тоже намёрз шестисантиметровый слой льда, причём со стороны ветра.

На экране компа порядка 320 связей. Роман ложится отдыхать рядом с мирно храпящим Анрюхой, RK0BWW/P выходит в эфир уже под патронажем RW0BG - начальника коллективной радиостанции. К сожалению, проход начал загибаться. Виной этому послужила магнитная буря - К=3 :(, а результатом - увеличившиеся перерывы между связями. Работаем только на двадцатке. Виктор ставит на свободном компьютере песню Эда Крицкого NT2X про контест. Пока Витя занимается поиском, отвлекаю его непринуждённой беседой, чтобы он не заснул. Постепенно появляются канадцы с янками, но идут с эхом, к тому же это лишь единичные станции, а "...зовёт вовсе не рядовая станция, там стеки волновых каналов..." - уточнил Виктор. Проснулся Роман. Произошла смена операторов. Через некоторое время Роман оживляется - проведено QSO с Мишей RA4CQ, который несколько лет жил в Норильске, работая с /0. Всем приветы - похвастался своей погодой +16С. Приятно встретить старых друзей. Проход с переменным успехом. Начали появляться японцы, но мало, да и вообще их мало было - наверное переключились на чемпионат мира по футболу, hi. RK0BWW/p Проснулся RW0BG, решил поработать на 40 м - в это время там обычно приоткрывается окошко. Неожиданно при настройке гаснет усилитель. Как потом выяснилось - кончилось топливо в дизеле, и он засосал воздух. Пока это стало понятно, успеваю пару раз завести его наоборот, при этом из воздухана вылетали клубы белого дыма, а какие он звуки издавал - надо было слышать. Минут через десять всё пошло на лад. Смотрю на загадочный взгляд Андрея UA0BA в сторону, где раньше стояла изогнутая под тяжестью льда мачта от Ангары с натянутыми на ней инверторами...Её не было, а яга стояла - это обозначало одно - одна из мачт упала. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что лопнул стальной трос 2 мм внутри мачты, после чего она сложилась пару раз и упала едва не задев кабину Урала. Этот момент никто не видел. Мачту решено было заново не ставить (у нас была запасная, спасибо Лёне Котлярову UA0BFN).Да и при ветре со снегом 15 м/c это вряд ли было осуществимо. К тому же по расчётам к тому моменту, как мы её поставим прохождения на 40 метров уже не будет - полярный день. Успокоив себя подобным образом UA0BA и RU0BB укладываются отдыхать. Мы с Виктором остаёмся "на смене". После этого на оставшуюся мачту мы стали смотреть другими глазами. Вскоре её элементы стали сгибаться в дугу. Раздался странный звук. Антенна стоит. "У меня аж сердце ёкнуло",- признался Витя. Почему-то в этот момент мне вспомнилась фраза из 17 мгновений весны: - "У Штирлица защемило сердце, он увидел, что пастор совсем не умеет ходить на лыжах..." как там дальше? "...ничего дойдёт, должен дойти..." Оказалось что траверса провернулась в самодельном креплении и поляризация нашей антенны мягко говоря изменилась. Но всё же она выстояла.

Вспоминается перелет Чкалова, Байдукова и Белякова через северный полюс. Так вот оно какое - обледенение, и почему лётчики с ним боролись. Наконец всем надоело спать. У трансивера оживление. QSO c RW1AI/ANT. Теперь отработаны все континенты. Мелочь, а приятно. Роберт снова начинает возиться с примусом, ставим чай, к тому же не мешало бы перекусить. Что там в меню? Лапша Доширак с тушёнкой. Кстати, получилось довольно сносно. Собираем то, что осталось от инверторов. На элементе диаметром 2 мм - три сантиметра льда, на оттяжках по 4 см. Проход начинает улучшаться. Тепло от усилителя растапливает лёд на крыше будки. И капли воды начинают капать прямо на разъёмы усилителя. Обрезаем бутылку от воды, ставим, ничему уже не удивляемся. Единственное QSO на десятке проведено с RW0AR. Периодически поворачиваем антенну "верёвочным редуктором" для равномерного распределения ледяной корки. Только всё вроде нормализовалось, как кончилось топливо в дизель-генераторе - забыли вовремя заправить... Срывается связь с G3IZD/P. Вливаю в бак литровую бутылку. Есть QSO. Около 18 вечера местного. С удовольствием поработали бы ещё, но надо ехать, оформлять путевой лист до Норильска, да и на разборку антенны, укладку и обратный путь времени тоже уйдёт немало. Андрей работает до тех пор, пока не заканчивается топливо в баке.

На прощанье окинув взглядом окрестности и кое-как закрепив вещи, с чувством выполненного долга и очень хорошим настроением отправляемся в обратный путь. На дорогу уже намело снега, но она пока в хорошем состоянии, да и мы не на "Жигулях". Первого на Талнах "закинули" Витю RW0BG. Лифт не работал, пришлось на 8 этаж тащить всё пешком. Весь подъезд пестрел рисунками, в сравнении с которыми каменная живопись пещерных людей просто отдыхает. "Лучше бы на полевые дни ездили", - сказал Андрей, и мы все с ним согласились, а вы как думаете?

UA0BHC Юрий


73! © RW3VZ Andy